Республиканский театр кукол

Панночка

Н. Садур

Мистификация по мотивам повести Н.В. Гоголя «Вий»

Режиссер-постановщик - Лауреат премии им. О. Ипая, Заслуженный деятель искусств РМЭ - Татьяна Лядова
Художник-постановщик – Игорь Карапетян

Спектакль, наполненный удивительной, волнующей атмосферой присутствия в жизни героев колдовства и потусторонних сил, и в то же время отражающий тихую идиллию украинского быта.
Современное виденье классической пьесы позволяет нам по-новому взглянуть на характеры главных действующих лиц: хрупкая молодая Панночка, которая превращается в итоге в коварную ведьму и обманывает Хому. Хома - молодой крепкий козак, погибающий в самом расцвете сил от того, что сам для себя выбрал губительную смерть. Интерено развитие образа грубоватой деревенской бабы Хвеськи, которая в какой-то момент становится нежной влюбленной девушкой..
Поиск ответов на многие жизненные вопросы, мучающие каждого из нас, смешные шутки, скрывающие за собой глубокий философский подтекст, внутренняя борьба, необходимость выбирать, постоянная смена настроения: зритель то смеется вместе с героями, то затаивает дыхание от ужаса – все это создает уникальную эмоциональную атмосферу спектакля, который никого не оставит равнодушным.

Премьера состоялась 26 марта 2015г.

 

 

 

Комментарии  

 
# Алексей Серегин 28.04.2015 08:54
Моё мнение о спектакле (скорее даже о пьесе)

Для попытки разобраться в пьесе нужно уяснить смысл фундаментальных для жизни персонажей пьесы понятий. “Наука” в их глазах – объяснение всех явлений причинами, непосредственно не связанными с колдовством (хотя часто связанными с народной религией). Это очень отдалённо похоже на привычную нам рациональность. “Вера” – вмешательство доброго начала в жизнь людей, главным образом религии. “Чудо” в глазах хуторян – что-то связанное с колдовством. Оно противоположно “науке”. Но наука не в силах объяснить колдовство и защитить от него. Это может сделать только вера. “Нормальная жизнь”– что-то не нуждающееся в “вере”, не требующее объяснений и толкований, как “наука”, но и не чудесное.
В начале пьесы завязывается конфликт столкновения колдовства и веры, дневной и ночной жизни. Эти миры противостоят друг другу, уж в глазах главного героя – Философа, точно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Алексей Серегин 28.04.2015 08:55
Дневной мир представлен в “Панночке” как добрый и светлый, и, судя по словам героев, им в нем уютно, хотя они там только едят и придаются праздным разговорам. Ночной мир – мир колдовства и чудес. Чудо в пьесе тождественно нечистой силе. В пьесе от чудес лишь одно насилие, а мир от них совершенно не становится лучше.
Второй важнейший сюжет пьесы, прямо связанный с борьбой света и тьмы, - превращение Хомы Брута из самоуверенного весельчака, уверенного в “науке”, в спокойно идущего на смерть стоика. Природа этой эволюции остаётся непонятной. По собственным словам Хомы, он умирает, пытаясь заткнуть собой дыру, из которой "хлещет мрак гнойный и мерзость смердящая". Но как он вообще дошёл до рассуждения в таких категориях? Почему они вдруг стали для него важнее банального инстинкта самосохранения?
Философ в пьесе оказался в центре борьбы Дня и Ночи.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Алексей Серегин 28.04.2015 08:58
У Хомы Брута сильна естественная для живого человека тяга к “дневной жизни”, свету – недаром он проливает слезы умиления над повешенными на забор для просушки горшками. Эти горшки становятся для Философа одним из проявлений этого “божьего мира”, его конструктивным началом. В то же время панночка не просто устрашает Хому, но фактически соблазняет, внушает чувство сродни любви. Судя по пьесе, вера способна защитить Философа от колдовства, но наряду с верой в нём есть какое-то непонятное не ему, не зрителям влечение к панночке. А, может, именно этим, пусть и подсознательно, объясняется решение Хомы идти на смерть?
Развязка пьесы – гибель Философа, ему не хватает своей веры, чтобы не смотреть на панночку, ночная жизнь сильнее дневной в его случае. Вера могла бы спасти его, но он сделал другой выбор. Наше понимание выбора Хомы, хотя этот выбор ведёт к его гибели – катарсис пьесы, так как мы видим неоднозначность человеческой жизни.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Алексей Серегин 28.04.2015 08:59
Есть ли основания считать, что панночка стала наказанием Философа за плохо прожитую жизнь? Кроме его собственных слов, нет. Колдовство упоминается в пьесе и применительно к другим людям. В пьесе не заметно никаких мотивов воздаяния.
Визуальные эффекты спектакля хороши. В описании жизни панского двора мы ощущаем поэзию “естественной» животной жизни. Кошмары и странное влечение Хомы и панночки переданы убедительно.
Но в главном - я не могу ответить на вопрос, что хотела сказать мне Нина Садур, написав “Панночку”. Мне непонятно, как всё показанное в пьесе имеет к жизни современных людей, к проблемам, которые им приходиться решать, к категориям, в которых они рассуждают. Впрочем, скорее всего, это моё восприятие идёт от того, что я не приучен понимать модернизм.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Текущий репертуар

КУПИТЬ БИЛЕТЫ

в кассе театра

СРЕДА - ПЯТНИЦА

с 11.30 до 17.30

СУББОТА-ВОСКРЕСЕНЬЕ

с 09.00 до 15.00

ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК - ВЫХОДНОЙ

Тел. 45-19-87

 

29 АПРЕЛЯ, суббота

11.00

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

zolotoy kluchik 120x180

приключения деревянного человечка

для детей с 4-х лет

 

30 АПРЕЛЯ, воскресенье

10.00

малый зал

КАК ЛИСА МЕДВЕДЯ ОБМАНЫВАЛА

kak lisa medvedia

...и что из этого вышло.

для детей с 3-х лет

 

11.00

большой зал

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПОРОСЁНКА ФУНТИКА

funtik120x170

сказочная история

для детей с 3-х лет

 

1 МАЯ, понедельник

11.00

ВИННИ ПУХ

vini 120170

знакомая история для больших и маленьких

для детей с 3-х лет

 

6 МАЯ, суббота

11.00

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

krasnaya shapochka 120x180

музыкальная сказка

для детей с 3-х лет

 

7 МАЯ, воскресенье

11.00

КОЛОБОК

kolobok 180x130

непослушная сказка

для детей с 3-х лет

 

 

Учредитель

 

Грантовая поддержка театра

 

 

Информационные партнеры 

ВИРТУАЛЬНЫЙ ГИД

 

 

ПАРТНЕРЫ ТЕАТРА

Туристско-информационный центр города Йошкар-Олы

Орловский театр кукол