Республиканский театр кукол

Йошкар-Ола. Строки из эпитафии


Сценография Татьяны Батраковой многомерна. Здесь тщательно обставленные миниатюрные комнаты кукольного дома и обычная гостиная Прозоровых с большим столом в центре. Когда начнется действие, белые чехлы с кресел и стульев будут сброшены, но к финалу они превратятся в саваны. Постановка многопредметна, но ощущения перенасыщенности не вызывает, потому что даже спустя многие годы в каждом из них продолжает жить память об этих людях.
В спектакле заняты пятеро актеров, которые исполняют роли членов семьи Прозоровых. Остальные персонажи куклы. Поначалу кажется, что три сестры и их брат просто разыгрывают домашний спектакль, извлекая из своего прошлого светлые и печальные картинки. В их руках они сами - Ольга у Эльвиры Лисицыной, Маша у Надежды Медведевой, Ирина у Анны Деркач, Андрей у Романа Дербенева. Чеховская пьеса разыгрывается в соединении приемов драматической игры и кукловождения, и это сделано настолько цельно, что практически сразу исчезает грань между человеком и куклой.
Мечты уехать в Москву и начать новую жизнь, разговоры о том, что «через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной», витают в мертвом, засыпанном снегом доме. Словно бы не замечая запустения, Прозоровы ведут разговоры о прошлом, грезят о возможных переменах и упорно отказываются посмотреть в лицо настоящему. А ведь в нем с появлением Наташи наметились серьезные трещины.
Наташа Марианны Сильвестровой входит в этот дом тихой и смущенной, но довольно быстро осваивается и начинает врастать в него, постепенно заполняя собой все. Она ходит в бесформенном красном халате с рюшами и бантиками и к финалу становится необъятной. Ее безграничная алчность в сочетании с узким умом (как точно Андрей сравнивает ее с мелким, слепым, шершавым животным!) легко ломает уязвимых, не способных совершить настоящий поступок сестер. Они воспитаны так, что не могут противостоять грубости, и сразу падают духом, не в состоянии сказать Андрею правду в лицо, хотя, возможно, честный разговор помог бы ему прийти в себя. Об этом размышляют авторы спектакля, обостряя в чеховском тексте тему потерянного мира, неумения сохранить свою родовую память, а значит, человеческое достоинство.
Когда-то старший Прозоров дал своим детям блестящее образование, но не научил сопротивляться хамству, держать удар, защищать семейное гнездо. «Отец угнетал нас воспитанием!», - восклицает Андрей, женившийся на малограмотной, лишенной элементарного вкуса Наташе скорее из духа сопротивления, чем из любви. Но рядом с ней он дурнеет, стареет, становится жалким и ничтожным. Маша сравнивает его с колоколом, который поднимали «тысячи народа», потратив много труда, а он упал и разбился. Чтобы спасти свою душу, Андрею остается только одно - принять совет Чебутыкина: взять посох и отправиться в путь.
Все, что получили Прозоровы в детстве, оказалось хрупким и ненужным. Поэтому когда пришло время, пишет Чехов, «и надвигается на всех громада, готовится здоровая, сильная буря», жизнь раскрошилась на мельчайшие осколки, да так, что не собрать и не склеить. Потому и слова Маши: «Надо жить... Надо жить...» не что иное, как строки из эпитафии.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Текущий репертуар

КУПИТЬ БИЛЕТЫ

в кассе театра

с 9 АВГУСТА 2017 г.

СРЕДА - ПЯТНИЦА

с 11.30 до 17.30

СУББОТА-ВОСКРЕСЕНЬЕ

с 09.00 до 15.00

ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК - ВЫХОДНОЙ

Тел. 45-19-87

 

13 АВГУСТА

11.00

ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ

весёлые истории для малышей

для детей с 2-х лет

 

20 АВГУСТА

11.00

ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ

весёлые истории для малышей

для детей с 2-х лет

 

27 АВГУСТА

11.00

ЗВЁЗДОЧКА

zvezdochka 170x128

музыкальная сказка для малышей

для детей с 2-х лет

 

Учредитель

 

Грантовая поддержка театра

 

 

Информационные партнеры 

ВИРТУАЛЬНЫЙ ГИД

 

 

ПАРТНЕРЫ ТЕАТРА

Туристско-информационный центр города Йошкар-Олы

Орловский театр кукол