– Именно. Мы много читали, просто невообразимо много. История театра, история театра кукол, история костюмов, русский язык, история Отечества, литература, мировая художественная культура. А также у нас были такие интереснейшие предметы как сцендвижение, фехтование, актёрское мастерство, жокейство, все виды танцев. Важно, что театральные вузы и факультеты выбивают из тебя всю «звёздную» дурь. Как нам говорили: «На1-м курсе вы будете считать себя народными артистами, на 2-м – заслуженными, на 3-м – просто актёрами, а на 4-м вы приземлитесь и научитесь оценивать себя адекватно».
– Сложно быть артистом театра кукол?
– Театр кукол масштабен, поэтому это непросто! Это и «театр теней», и «чёрный кабинет» (театр световой иллюзии); мы и ползаем, и прыгаем, постоянно стоим в неудобном положении. При этом нужно донести характер своей куклы, вовремя вступить в действие, выразить задачу режиссёра, помнить о своих партнёрах и быть осторожной – сзади работают монтировщики, меняются декорации. Это кажется, что стоять за ширмой с куклой легко. Неудивительно, что кукольники уходят на пенсию раньше других актёров. Хотя, я думаю, самый сложный труд всё же у артистов балета.
– Сколько в среднем весит кукла?
– От килограмма до 5-7.
– Вы когда-нибудь хотели уйти из театра кукол?
– На один год я ушла из театра и кричала, что никогда туда не вернусь. Работала ди-джеем, у меня было свободное время, я принадлежала себе, всё было прекрасно, но мне не хватало театра. Театр – это зависимость. Не зря же мастера и преподаватели в нас столько лет вкладывались. Я до мозга костей преданная кукольница. И я не знаю, что такое должно произойти, чтобы я ушла из театра кукол. Если только меня позовут в московский «Современник»(смеётся).
– Куклы живые?
– Куклы начинают оживать при работе с ними. Самое интересное, что кукла может тебе отомстить. В спектакле «Не болей, не кашляй, не чихай» я работаю с куклой мальчика Стёпы. Перед премьерой я долгое время не могла найти с ней общий язык, всё мне не нравилось, и вообще работать в спектакле не хотелось. И вот начался спектакль, а Стёпа не «пошёл», перевернулся, не смотрел куда нужно. Шапка сидела на нём плохо. А это всё те действия, которые у нас были максимально отработаны! Тогда я поняла, что у кукол есть душа, они всё чувствуют.
– Как Вы оказались в Йошкар-Оле, почему выбрали наш театр?
– Закончив вуз, я работала в разных городах. Большие города я не люблю, поэтому приехала в Йошкар-Олу. У вас прекрасное новое здание театра кукол, набережная, красивый город, полный истории. И очень хорошие зрители, воспитанные школьники. Особенно мне нравится, что в театре кукол Марий Эл проходит много благотворительных спектаклей.
Ирина ЕРОФЕЕВА