Профессиональный взгляд мастера своего дела — архитектора Анатолия Галицкого — в эксклюзивном интервью ИА «МариМедиа» о современном облике родной Йошкар-Олы.
Постепенно уходит в Лету Йошкар-Ола советской эпохи. Возможно, многие из нас уже давно позабыли, а некоторые и вовсе не знают, кто строил дом «бабочку», всем известный «кривой» дом — один из главных ориентиров привокзальной части марийской столицы, или здание Республиканского кукольного театра, одиноко стоящего посреди современных офисов Казначейства и Пенсионного фонда на фоне набережной, одетой в мрамор.
Эти архитектурные творения 80-ых — работы Анатолия Галицкого — некогда главного архитектора ОАО «Маригражданпроекта». Но он бывший только на бумаге. Потому что в душе по-прежнему предан своему делу, с профессиональным интересом наблюдает за архитектурным преображением родной Йошкар-Олы и с ностальгией вспоминает о жарких трудовых буднях в достойной команде проектного института. Как выбивались деньги в чиновничьих кабинетах, а в голове все время крутились оригинальные строительные проекты.
Об этом и о многом другом в эксклюзивном интервью в преддверии Дня города ИА «МариМедиа» рассказал Анатолий Галицкий.
ММ: Расскажите, как удалось построить Республиканский театр кукол за год до падения СССР? Об этом ходят целые легенды. Хотелось бы услышать правду из первых уст.
А.И.: Те же трудности возникли в 1989 году при строительстве Республиканского театра кукол. Его несколько коллективов — марийская, русская труппа и молодежный театр — ютились в деревянном строении в центральном парке культуры и отдыха. Там было очень тесно, но денег на новый проект никто не давал. Тогда я предложил написать письмо Совету министров СССР с просьбой выделить городу 800 тысяч рублей. В то время аналогичные театры обходились в три миллиона. Мы знали, что если попросить миллион — точно не дадут, вот и решили схитрить. Письмо от имени Совета министров Марийской АССР отправили в Москву.
Через некоторое время пришел ответ, что проект одобрен, деньги выделены. Мы не могли поверить своему счастью, что можем начать проектирование целого театра. Чертежи уже находились в рабочей стадии, поэтому мы немедленно приступили к доработке.
Однако после их сдачи строительство никак не начиналось. Написали письмо референту при ЦК КПСС по театральным делам Образцову. Как сейчас помню: поступил звонок нашему правительству «сверху» и строительство театра началось прямо зимой, в сильный мороз. Полученных денег хватило лишь на так называемую «коробку» здания, а с отделочными работами пришлось туговато — помогли руководители заводов.
Отмечу, что прежде чем начать строительство, я побывал в командировках в Рязани — там стоимость театра обошлась в 4,5 миллиона рублей, Воронеже — 7,5, Казани и других городах нашей страны, чтобы перенять опыт. Наш театр был лучше всех. Более того, в два, а то и в три раза дешевле. Коллеги были потрясены.
ММ: Может прийти время, уберут и так называемый «кривой» дом, который вы строили и где находится ваша мастерская...
А.И.: Начнем с того, что сейчас идет разговор о сносе здания Республиканского театра кукол, добытого такой ценой. На его месте построят административное помещение из красного кирпича и с зеленой крышей. В театре работаю две труппы. Можно было бы оставить одну в старом здании, а вторую перевести в новое.
Поэтому я отрицательно отношусь к тому, что исчезают старые и известные всем здания — колорит города, лицо того времени. Город, как человек: если его разрушать, он потеряет свое лицо.
Справка
Анатолий Галицкий — выпускник старейшей и лучшей в Европе школы архитекторов — Московского архитектурного института, которому более 200 лет. На третьем курсе участвовал в парижской выставке проектов. В Марий Эл приехал в 1966 году из Белоруссии, где был главным архитектором 100 тысячного города.
Проработал в ОАО «Маригражданпроект» с 1970 по 2007 годы. В короткие сроки прошел всю карьерную лестницу — от рядового архитектора до главного архитектора института. В этой должности он проработал до 1995 года. Здесь, по его словам, была самая бурная трудовая практика — командировки по разным городам страны и многочисленные разработки интереснейших проектов.
Галицкий единственный Заслуженный архитектор Российской Федерации, Заслуженный строитель РМЭ, Лауреат государственной премии РМЭ.
Беседовала Диляра Белова
ИА «МариМедиа».